Жизнь замечательных морей - Морская наука

Прямо скажем, здесь мореплавателям делать нечего. Во всяком случае, пока они не умеют читать. Пусть сюда заходят их родители, которые хотят узнать о морячках что-то новое из уст самих капитанов дошкольного плавания.



Методики раннего обучения
Миронова Екатерина- детский психолог
 
Когда речь заходит о раннем развитии, то необходимо учитывать, что оно должно осуществляться по определенным правилам. Прежде всего, оно должно проходить в той деятельности, которая является ведущей для ребенка того или иного возраста и опираться на "зону ближайшего развития", т.е. на те знания, умения и навыки, которыми ребенок может овладеть при помощи взрослых. А теперь давайте посмотрим, насколько методика Домана соответствует этим критериям. Ведущая деятельность ребенка от рождения до 1 года - эмоциональное общение со значимым взрослым. Показ карточек и называние слов родителями будут восприниматься в этом возрасте как разновидность общения. Вреда не будет, если конечно родители не будут уделять этому все свое свободное время в ущерб другим занятиям с ребенком (пению колыбельных песенок и т.п.) В возрасте от 1 до 3 лет ведущая деятельность - предметная. Дети в этом возрасте активно манипулируют предметами, познают их свойства, развивая при этом ощущение и восприятие, мышление, память, внимание и речь. В этом возрасте хорошие результаты дает развитие детей по методике М. Монтессори или по классическим отечественным методикам. А просмотр карточек по Доману- это все равно, что обучение на уроках в школе, это уже учебная деятельность, но ведущей она станет только в школьном возрасте. Да и чтению в прямом смысле этого слова методика не обучает. В лучшем случае, если у ребенка хорошая зрительная память, он просто запомнит некий зрительный объект (слова "мама", например) и его название. А вот если слоги в слове поменяются местами "ам-ам", то прочесть это слово ребенок уже не сможет. В возрасте от 3 до 6 лет ведущая деятельность ребенка - игра. Именно игровая деятельность является в данном возрасте самой интересной для ребенка и именно она является для него максимально полезной с точки зрения развития психических процессов и личности в целом. Научиться читать ребенок сможет и в школе, а вот познавать социум, учиться общаться со сверстниками, отрабатывать способы поведения в разнообразных жизненных ситуациях ( преодолевать страх, решать конфликтные ситуации и т.д.) лучше всего в игровой деятельности, т.к. именно она дает для этого все возможности. И, кроме того, потом уже будет некогда, ребенок пойдет в школу, а там учиться надо. Поэтому, дорогие родители, если времени для общения с ребенком не так уж и много, то лучше просто поиграйте с ним. А вот если времени достаточно, тогда можно и по Домену заниматься. Но не в ущерб другим занятиям с ребенком: играм, изобразительной деятельности, физическому развитию и т.д. Польза обязательно будет. То же касается и методики Сесиль Лупан. Только, в отличии от методики Домена, в ней учтены закономерности детского развития. Она более доступна родителям, т.к. не требует ежедневных изнуряющих занятий и дает возможность индивидуального подхода. А обучение в игровой форме полностью вписывается в концепцию отечественных психологов о ведущих видах деятельности. С методикой Монтессори дело обстоит несколько иначе. При ее очевидных плюсках она рассчитана на познавательную активность самого ребенка, а роль педагога состоит, прежде всего, в организации необходимой развивающей среды. Роль взрослого в процессе такого подхода не так значительна, как в других развивающих методиках. Эта одна из причин того, что в нашей стране не так много учреждений, работающих по классической системе Марии Монтессори. Чаще приходится слышать о детских садах и развивающих центрах, в которых используется адаптированная программа или элементы Монтессори-педагогики. Кроме того, большинство школ в нашей стране работает по системе традиционного обучения, ведущая роль в которой отводится взрослому-учителю. Именно он учит детей, ведет их за собой. Поэтому детям, которые в дошкольном возрасте развивались по системе Монтессори или по Вольфдорской системе, труднее встраиваться в новую для них модель обучения.
 
 
Гипоопека
Миронова Екатерина- детский психолог
 
Гипоопека-это такой стиль семейного воспитания, при котором ребенок находится на периферии родительского внимания, до него «не доходят руки» или родителю « не до него». На ребенка обращают внимание лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. В результате ребенок получает от взрослых мало любви и внимания. Существует несколько разновидностей гипоопеки. Первая- потворствующая гипоопека. Формируется этот стиль воспитания тогда, когда ребенка любят не за то, что он есть, а за что-то. За послушание и прилежание, за успехи в учебе или спорте. А если ребенок не оправдывает родительских ожиданий, то на него просто перестают обращать внимание. Еще один вариант гипоопеки – безнадзорность. Родители вообще не принимают ребенка и почти не уделяют ему внимания, в лучшем случае ограничиваясь только уходом за ним. Они не регулируют его поведение, не предъявляют никаких требований. Отношения строятся по принципу невмешательства. В таких случаях говорят «растет как трава». И, наконец, более редкий их трех вариант гипоопеки – это воспитание по типу кронпринца. Чаще встречается в обеспеченных семьях, когда оба родителя заняты работой ( делают карьеру и т.п.) или удовлетворением своих потребностей, не связанных с ребенком. Воспитанием ребенка занимаются няни, гувернантки, родственники. Но полностью заменить родителей и удовлетворить потребность ребенка в любви и принятии они не могут. Независимо от того, какой вариант гипоопеки лежит в основе отношений с ребенком, этот стиль воспитания деструктивен, так как не удовлетворяет базовую потребность ребенка – потребность в любви и принятии. Что часто приводит к возникновению неврозов, негативно влияет на развитие личности ребенка. Причем, степень негативного влияния, происходящие в связи с этим изменения могут быть разными и зависят они от ряда факторов. Прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка. Особенно неблагоприятен данный стиль семейного воспитания, если у ребенка ярко выражены черты гипертимного или неустойчивого типа. Еще один фактор -это время возникновения данного стиля воспитания. Отвержение или безразличие могут возникнуть еще до рождения ребенка, если ребенок «нежеланный» или беременность тяжелая. Могут они возникнуть и сразу после рождения ребенка, если ребенок не того пола (ждали мальчика, а родилась девочка),имеет не ту внешность ( похож на тещу или свекровь или просто некрасив), имеет какой-либо дефект. Позже, по мере взросления, неприятие могут вызвать те или иные черты характера, появляющиеся у ребенка и раздражающие родителей. Например, энергичный, деловой и общительный папа отвергает робкого и застенчивого сына. Отсутствие каких-либо способностей, нежелание заниматься делом, которое выбрали для ребенка родители (ходить в музыкальную школу, учить английский язык и т.п.) также может привести к утрате интереса к ребенку. Как правило, чем раньше возникает гипоопека, тем больше ее негативное влияние на развитие личности ребенка . Родители крайне редко признают свои негативные чувства к ребенку. В основном же они уверены, что делают все возможное для него, не осознавая ни самого неприятия, ни его причин. В чем же причины возникновения гипоопеки? Помимо неблагоприятных условий жизни и тяжелого материального положения, причины могут крыться и в индивидуальных особенностях самих родителей: замкнутости, неэмоциональности и т.п. Возможно, в своем детстве они тоже испытывали недостаток любви и внимания. Еще одна причина – неразвитость родительских чувств. Это бывает при ранних браках, когда сами родители молоды и неопытны. Однако, со временем их них могут получиться прекрасные бабушки и дедушки.